Hosted by uCoz

Аполлон Гиперборейский

 

Аполло́н (др.-греч. πόλλων), Феб (др.-греч. Φοβος, «лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), покровитель наук и искусств, превосходный музыкант, игравший на кифаре (древнее подобие лиры и гитары) – кифаред, бог-врачеватель (например, в мифе о рождении Асклепия Аполлон сделал сечение беременной, известное ныне как Кесарево), предводитель и покровитель муз, за что его называли Мусагет (греч. Μουσηγέτης), предсказатель будущего, покровитель дорог, путников и мореходов. В силах Аполлона было очищать людей, совершавших убийство. Аполлон - классический Солнечный бог Древнего Мира. Сестра-близнец Аполлона Артемида олицетворяла Луну. Аполлон и Артемида - дети Зевса от его первой жены титаниды Лето (Латона). Но почему Аполлон "Гиперборейский" ? Аналогичные эпитеты встречаются и у других Богов и героев античности...

 

…И вновь скиталась по земле пышнокудрая Лето, не зная, где найти пристанище. Ни один ручей, ни одна река не давали ей напиться, и она утоляла жажду из луж, оставшихся после дождя. Ни одно дерево не защищало ее от палящих лучей, отступая, как только она к нему приближалась. Люди еще издали при виде темно-синего плаща Латоны удалялись и замыкали за собой двери. Ибо страшна была Гера в своем яростном гневе на ту, которую полюбил ее супруг, и на тех, кто осмелился бы ей помочь.

Так добралась страдалица до исхлестанного волнами морского берега и разглядела гонимый ветрами скалистый плавучий островок Астерия.

- Остров! - обратилась она к нему. - Ты такой же скиталец, как я. Тебя гонят ветры, меня преследует гнев Геры. Только ты, одинокий, сможешь меня понять и дать убежище в своих скалах. Чувствую я, что скоро дам жизнь тому, кто сможет меня защитить.

Взглянул остров на уже распоясанную Латону и спросил нерешительно:

- А не причинит ли мне зла тот, о ком ты говоришь?

- Не бойся, остров! - выдохнула Латона. - Он будет тебе опорой. Он даст тебе славу, какой не имеет ни один из островов беспредельного моря.

И причалил остров к материку. Когда же Латона с трудом перебралась на него, он понесся, как корабль, принявший драгоценную добычу.

Бесприютен был остров, как дерево, у которого нет корней, как бродяга без роду и племени. Даже птицы пролетали мимо него, выводя птенцов на других островах. На оголенных ветром и обожженных солнцем камнях не росло ни кустика, ни травинки. Лишь у подножья горы Кинеф, куда с вершины сбегал ручеек, одиноко зеленела пальма. Направила туда Латона свои стопы, тяжело опустилась на землю и, схватившись обеими руками за ствол, издала вопль, который всегда сопровождает рождение новой жизни.

Услышали крик Латоны земля, море и небо. Зашелестели деревья листвой, передавая ошеломляющую весть: "Родился Аполлон!". Лебеди, возвращавшиеся в ту сторону, что лежит за Бореем, северным ветром, опустились на волны и, оплыв остров семь раз, пропели "Слава Аполлону!". Дельфины высунулись из воды и разинули рты, увидев, что остров уже не плывет, а прочно стоит на месте, счастливый, что стал колыбелью великому богу. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов – Аполлона и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. "являю"), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения Аполлона.

А Аполлон улыбался матери так, как могут улыбаться только боги. Он не требовал молока, как дети смертных. В его лепете Латона услышала явственное: "Ам-бро-зии!". На этот зов отозвалась Фемида, справедливейшая из богинь. И вкусил Аполлон из ее рук сладостной амброзии – пищи, достойной одних небожителей. И сразу же он отбросил пеленки и встал.

Гелиос, проносясь над Делосом, взглянул на Аполлона светлым оком, и стал Аполлон рости прямо на глазах, и от него исходило такое сияние, словно он был сыном или младшим братом старого Гелиоса. Недаром ведь его называли Фебом (ярким, пламенеющим).

И сделал Аполлон первый шаг, и тотчас же скалистый Делос покрылся цветами и травами. Их аромат наполнил все вокруг. Легко ступая, шел Аполлон к горе, под которой родился, ибо ему были милы все горы, все уходящие в облака вершины, все башни и высоты.

Поднявшись, он взглянул на мир, выхватил взглядом изгиб неба, похожий на лук, открытый для неисчислимых стрел-солнечных лучей. Но тотчас же его воображение превратило тот же край неба в кифару, а те же лучи-стрелы стали струнами. И эти два наложившихся один на другой образа определили противоречивую сущность Аполлона: бога, несущего миру гибель, и бога, открывшего в том же мире меру, гармонию форм и звуков. С тех пор лук и лира сопровождали Аполлона, хотя в них не было ничего общего, кроме округлости форм.

В облике юного бога была такая завораживающая красота, что никто не мог отвести от него глаз. Но было в ней что-то вызывающее тревогу и внушающее страх.

           Еще юношей отправился Аполлон в поход против Пифона, досаждавшего его матери еще до его рождения и учредил Пифийские игры в честь победы над чудовищем. Аполлон получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне). Аполлон поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Отпраздновав победу над чудовищем, Юный бог основал святилище и оракул, чтобы прорицать волю отца своего Зевса, а в честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по его собственному проекту: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. По другим источникам, храм возник сначала воздушный - из перьев и пуха лебедей Аполлона, и парил он в воздухе, такой же легкий, как пух. Потом, опустившись на землю, перья и пух стали мрамором, сверкающим под взглядом Гелиоса. Но было святилище пустым, не имевшим названья, пока Аполлон не спустился на палубу проплывавшего поблизости критского судна.

- Кто ты, чужеземец? - спросил кормчий. - Не ты ли нас кружишь по морю, и не можем мы пристать к песчаному берегу и найти город Пилос.

- Я Аполлон, сын великого Зевса, - отвечал Сребролукий. - Я кружу вас по морю, но зла не имею. Вам во владенье я храм отдаю. Туда приведет вас дельфин, скиталец морей, и храм тот имя Дельфы получит.

Только он это сказал, как дельфин показал свою черную спину. И понесся за ним корабль быстроходный. Недолог был путь, вступив в узкий пролив, судно причалило к берегу. Моряки, подчиняясь воле Аполлона, развязали ремни, державшие мачту, и опустили ее на палубу, подняли весла и сбежали по сходням. Они двинулись за богом, игравшим на лире, а когда оглянулись, залив был пуст. Корабль исчез, словно его и не было.

- Вот ваш новый корабль! - показал Аполлон на храм. - В нем вы будете плыть в веках, не ведая бури, не страшась подводных камней. Смертные сюда приведут столько овец и баранов, что в мясе не будете знать вы нужды. Вашим богатствам завидовать будут цари. И достанутся вам они за то, что будете здесь вы службу нести мне, Аполлону!

Переглянулись критяне, не веря такому счастью. Кормчий же песню запел. И моряки подтянули ее хриплыми голосами, славя щедрость того, кто назвал себя Аполлоном.

Там же Аполлон учредил в свою честь Пифийские игры. Тысячи людей со всех концов Греции стекались в Дельфы, к подножию горы Парнас, месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем и будущем городов-государств, расположенных в Элладе.

Как лучезарный бог, Аполлон, пронизывает своим взглядом мрак, освещает прошлое и будущее. Аполлон – прорицатель-пророк, мистический культурный герой. Ему посвящены оракулы, где вдохновленные им жрицы дают богомольцам советы, отвечая на их вопросы. Он основал святилища в Малой Азии и Италии – в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах. Аполлон мыслится даже "водителем судьбы" – Мойрагетом. Он наделил пророческим даром Кассандру, Вещую Кассандру, но после того, как был ею отвергнут, лишил её пророчества доверия у людей. Однажды Аполлону пришлось бороться с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником.

Среди детей Аполлона также были прорицатели: Бранх, Сибилла, Мопс – сын Аполлона и прорицательницы Манто, Идмон – участник похода аргонавтов. Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра (Plut. Thes. 18) и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Apoll. Rhod. I 495-518).

Пиндар  называет гиперборейцев "служителями Аполлона" (Pind. Ol. 3. 16-17). Один из поздних античных историков и писателей Павсаний (II в. н.э.) в своем знаменитом  труде  "Описание  Эллады"  (X,  5,  4-10)  приводит подробности появления одного из главных святилищ Древней Греции – храма Аполлона в Дельфах. Сначала здесь  появились гиперборейцы, в их числе был и будущий первый дельфийский жрец, у него было исконное славяно-русское имя Олен[ь]. Олень-гипербореец и его спутники были направлены в Дельфы Аполлоном из Гипербореи.   Став   пророком   и прорицателем,  Олень воздвиг в Дельфах первый храм: сначала деревянный, похожий на лачугу. Лишь спустя длительное время, после многих пожаров и разрушений отстроили каменный храм. Гиперборейцы постоянно, регулярно присылали сюда свои дары и были почитаемы греками. И в современной Греции рядом с храмом Артемиды до сих пор сохраняются могилы двух гипербореянок, принесших дары своим богам. А вот модель храма, сделанную из воска и перьев, Аполлон впоследствии послал в подарок в Гиперборею. Руины храма Аполлона сохранились по сей день. История, рассказанная Павсанием, сохранилась и в виде канонических дельфийских текстов: «Так многославное тут основали святилище Богу, дети гипербореев, Пегас со святым Агийеем. Также Олен: он первым пророком был вещего Феба, первый, песни который составил из древних напевов». В  дальнейшем Олень песнопевец передал искусство стихосложения священных пророчеств в гекзаметрах пифиям – жрицам Аполлона.

Жрица-пифия, как она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, садилась на треножник и впадала в забытье и в мистический экстаз от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом, от одурманивающих воскурений. Пифий окружали ползающие змеи. Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему.

Кроме оракула греков привлекали светлые и радостные службы богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды (играющие на кифаре) и хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки, которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх, ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон. Его прославляли и собственные знаменитые дети: Асклепий - искусством врачевания и Орфей - замечательным пением. На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни.

Аполлон – музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов. Однажды в  музыкальном состязании Аполлон с трудом побеждает сатира Марсия и, разгневанный дерзостью Марсия в соперничестве, сдирает с него кожу. Как бог музыки и поэзии Аполлон считался владыкой Парнаса, где он ведал играми муз. Его оракулы имели стихотворную форму. Он считался вдохновителем поэтов, так же как Дионис. Но вдохновение, посылаемое Аполлоном, было иным, чем у Диониса. В нем дышали гармония и разум, а не неистовство хмеля:

                  Феб! Воспевает и лебедь тебя под плескание крыльев,

С водоворотов Пенейских взлетая на берег высокий.

Также и сладкоречивый певец с многозвучною лирой

Первым всегда и последним тебя воспевает, владыка.

Радуйся много! Да склонит тебя моя песня на милость!..

Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя эти божества - антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог темного и слепого экстаза; но после 7 в. до н.э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе, сам Аполлон нередко почитался как Дионис, носил эпитет Диониса - плющ и Бакхий, участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

Аполлон – отвратитель бед, врач, его прозвища: Алексикакос ("помощник"), Апотропей ("отвратитель"), Простат ("заступник"), Акесий ("целитель"), Пеан или Пеон ("разрешитель болезней") [по другим версиям Пеон - самостоятельное божество, врачеватель богов, излечивший Аида и Ареса], Эпикурий ("попечитель"). Аполлон прекратил чуму во время Пелопоннесской войны.

Как у всех богов, были у Аполлона любимые народы, среди них, прежде всего, обитатели северной страны, откуда прилетели лебеди приветствовать его рождение, Гипербореи. В страну гипербореев нет доступа ни сушей, ни морем, и никто не мешает Аполлону уединяться среди людей, живущих за северным ветром, и радоваться их веселью и благочестивым молитвам. В описаниях древних авторов гипербореи – такой же счастливый и благочестивый народ, как живущие на южной оконечности Океана эфиопы. Их земля необычайно плодородна, реки несут золотой песок. Они живут, не зная ни болезней, ни губительной старости, ни иных несчастий, которые принесла людям Пандора, и умирают без страданий, достигнув тысячелетия, добровольно, от пресыщения жизнью. Гиперборейский означает «с Крайнего Севера». Гиперборея – легендарная северная прародина многих современных народов, где Солнце летом не заходит по нескольку  месяцев. Географически такая страна может бытьрасположена только за полярным кругом. 

Лебеди – символ Гипербореи. Когда на север прилетают лебеди весна открывает суровый край гипербореев для посещений Аполлона. И Аполлон прилетает туда на на колеснице, запряженной прекрасными лебедями.

Разумеется, не только среди гипербореев легко и свободно чувствовал себя Аполлон. И в других землях находил он любимцев среди смертных, с которыми охотно проводил время, играя на лире или состязаясь в ловкости и силе. Особенно дороги были богу прекрасные юноши Гиацинт и Кипарис. И оба они стали для него источником горя. Первого он по оплошности убил, соревнуясь в метании диска, и пришлось, чтобы сохранить память о Гиацинте, превратить его в нежный цветок. Кипарис же, случайно поразивший насмерть своего любимого ручного оленя, испытывал такую смертную тоску и так молил отнять у него ставшую ненавистной жизнь, что Аполлон, сжалившись, превратил его в стройное мрачное дерево, которое с тех пор греки стали сажать на кладбища.

Неравнодушен был Аполлон, как и его отец Зевс, к смертным девам и нимфам, и они обычно с радостью отвечали на его любовь, увеличивая на земле число героев. Аполлон, вступая в связи с богинями и смертными женщинами, нередко бывал отвергнут. Отвергла его любовь дочь троянского царя Кассандра. Его отвергла Дафна, особенные страдания принесла ему эта любовь. Чтобы избежать Аполлона, Дафна превратилась в лавровое дерево. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Корониды Аполлон имел сына – Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея. Среди возлюбленных Аполлона называли нимфу Кирену, родившую от него в Ливии, куда он ее переселил, полубога Аристея, охранителя посевов от засухи и града, покровителя пастухов, зачинателя пчеловодства, виноградарства, оливководства.

Он – основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен, "отчий". Иногда эти функции Аполлона связаны и мифами о служении Аполлона людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом сына. Так, у схолиаста к тексту Гомера сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и Аполлона против Зевса (по "Илиаде" вместо Аполлона в нем участвовала Афина), Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им условленной платы.

Прекрасный, как один из белых лебедей, оплывавших Делос в день освобождения матери от бремени, Аполлон мог быть жестоким и губительным, как волк. Поэтому его называли "Волчьим" и приносили ему в жертву тех животных, которых предпочитают эти четвероногие хищники. В одном с храмов сына Леты стояло отлитое из меди изображение Аполлона в виде волка. Аполлон – и волк, и волкодав.

В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы. Стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода.

Когда сын Аполлона, великий врачеватель Асклепий за воскрешение людей был поражен молнией Зевса, Аполлон в гневе перебил циклопов. В наказание за это он был послан Зевсом служить пастухом к царю Адмету в Фессалию. Аполлон стал пастухом и охранителем стад. Служил там старательно, приумножил стада царя и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.

Аполлон – олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития. Отсюда разнообразие его функций – как губительных, так и благодетельных, сочетание в нем мрачных и светлых сторон. Образ Аполлона соединяет воедино небо, землю и преисподнюю. В одно нераздельное целое соединены: стреловержец, губитель, прорицатель, блюститель гармонии космической и человеческой. Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона - Феб - указывает на чистоту, блеск, прорицание.

В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в ее историческом развитии. Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т.е. лавровый, "прорицающий из лавра", "любящий лавровое дерево" Дафну. Его эпитетом также является Дримас, "дубовый",- Аполлон связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и другими растениями. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже полном отождествлении в вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город, он - Кикн ("лебедь"), обративший в бегство Геракла; он - Сминфей ("мышиный"), но при этом он и спаситель от мышей. Аполлон Карнейский связан с Карном - демоном плодородия. Эпитет Ликейский ("волчий") указывает на Аполлона как на хранителя от волков и как на волка.

Данные греческого и других ближайших языков не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона. Попытки древних авторов разгадать значение имени Аполлона считаются недостаточно научными. Но вот по наблюдениям нашего соотечественника А.Д.Черткова, в имени Аполлон присутствует в чуть измененном виде тот же самый корень, что и в русских словах "опалять", "опаленный", "опаляющий".  Известно древнее написание имени Аполлона Aplun, что читается: Аплун (Опалун). А в одном из древнерусских  списков  с  перечислением  славянских Божеств между Перуном и Мокошью значился Аполин – Бог Солнца. Космическо-звездная  сущность  Аполлона  обусловлена его происхождением. Мать Лето родила своего солнценосного сына на острове Астерия, что означает "звезда". Астерией (Звездой) звалась и сестра Лето. Существует версия,  что  культ  Аполлона был  повторно занесен в Средиземноморье уже во времена Древнего Рима. Сюда культ общеиндоевропейского Солнцебога принесли протославянские племена венедов, основавших и давших названия современным городам Венеции и Вене.

Коло – одно из древних названий Солнца. Название Кольского полуострова происходит от протекающей здесь реки Колы и обозначает «Солнечную землю». Есть вероятность, что это и есть гиперборейская родина Опаляющего Солнцебога.

 

Благодарю всех авторов, по материалам которых составлена настоящая публикация.