ЭПИДАВР, название двух городов в Древней Греции. Один из них, Эпидавр Лимера – маленький город в Лаконии, на юго-восточной оконечности Пелопоннеса. Другой, гораздо более крупный, находился на восточном берегу Арголидского полуострова на северо-востоке Пелопоннеса. Руины древнего греческого города Эпидавра находятся на полуострове Арголида в восточной части Пелопоннеса. Ныне здесь маленькая рыбацкая деревушка, но в античности это был центр небольшой области Эпидаврии (причем очень древний: в ходе раскопок в Эпидавре были обнаружены остатки крепостных стен и захоронения микенской эпохи). На протяжении 8 и 7 вв. до н.э. этот Эпидавр был весьма активен и пользовался значительным влиянием: сообщается, что он основал колонии на островах Эгина, Кос, Нисир и Калидна (другое название – Тенедос). В 6 в. до н.э. в торговле, которую вел Эпидавр, наметился упадок. К власти здесь пришла олигархия, выступавшая в Пелопоннесских войнах 5 в. до н.э. в союзе со Спартой, вследствие чего Эпидаврия многократно подвергалась набегам афинян и их союзников. Впоследствии город впал в безвестность, сохранив значение лишь в качестве порта при великом святилище Асклепия. Возможно, Эпидавр вообще был самым красивым местом в Греции. Главные его храмы построены в золотой век греческой архитектуры. Но землетрясение V века превратило шедевры Эпидавра в груду мрамора. Уцелел только встроенный в склоны холма театр. Возможно, именно Эпидавр в глубокой, легендарной древности времён до Троянской войны был основным местом врачевания Асклепия в его земной жизни.
Асклепий (Эскулап – по-римски) – знаменитый врачеватель древности, впоследствии обожествленный, по преданию был сыном Аполлона, солнечного бога гиперборейского и смертной фессалийки, по другим данным - нимфы Корониды. Аполлон убил Корониду за измену. Когда её тело сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из её чрева младенца – своего сына, и отдал его на воспитание кентавру Хирону. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Сначала Хирон поручил наблюдение за воспитанником своей собаке, ставшей для Асклепия кормилицей и нянькой.
Когда же младенец подрос настолько, что мог понимать человеческую речь, взялся за его воспитание сам. Посадив Асклепия на спину, он возил его по горным склонам. Немало времени провели они в Пелефренс кой долине, прославленной целебными растениями. Там кентавр взрывал острым копытом землю и, освободив растение, объяснял малышу, какими свойствами обладают его плоды, листья и корни. Названия трав и цветов, поначалу чуждые для Асклепия, постепенно наполнялись смыслом, и Асклепий приобретал знания, которые давал его учитель. Он узнал, что яд змеи может приносить не только смерть, но и исцеление. Так змея стала спутницей Асклепия и одним из символов медицины. С помощью Хирона Асклепий стал великим целителем людских страданий. Супруга его – Эпиона – родила ему сыновей Махаона и Подалирия и дочерей Гигиею и Панацею (Панакию). Асклепий научился изгонять жгучую боль и отпугивать недуги, выпущенные из ларца неразумной Пандорой. Асклепий преуспел во врачевании настолько, что научился воскрешать мертвых. И прославился этим в Элладе. Однажды Асклепий вернул к жизни умершего, за что его щедро вознаградили золотом. Разгневался Зевс на врача за это. Но возмутило Зевса не златолюбие целителя, им овладел страх, что Асклепий даст людям бессмертие и сделает их равными богам. Зевс метнул с неба молнию и испепелил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище в Эпидавре. Сыновья Асклепия Подалирий и Махаон были известны как прекрасные врачи. Они участвовали в легендарной битве греков с троянцами. О них сказал Гомер: «сотни воителей стоит один врачеватель искусный». Дочери Асклепия Гигея и Панакея были известны как покровительница чистоты и здорового образа жизни (производное от имени – гигиена) и способная излечить любую болезнь (панацея). Священные животные Асклепия – змея и петух, много веков спустя люди изображали отца медицины с выкормившей его собакой и со змеей, часто рядом с Асклепием изображали юного даймона выздоровления Телесфора.
Лечение в Эпидавре представляло разностороннее воздействие на тело, поведение, дух и мировоззрение человека. Курс лечения в Эпидавре назывался "диэта". Диэту сообразно с заболеванием прописывал пациенту врач. Диэта подразумевала обязательную регуляцию питания, режим физических упражнений, прогулки и отдых в благотворном для выздоровления горном климате Эпидавра, в священной сосновой роще Асклепия, приём лекарств, молитвы о выздоровлении, положительные сильные переживания мистерий, посвященных культу Асклепия, которые давались в театре Эпидавра.
Жрецы святилища Асклепия обладали способностями внушения, которые использовали для введения пациента в нужное для лечения состояние. В музее Эпидавра можно увидеть древние медицинские инструменты и другие атрибуты медицинской практики, а также истории болезней, вырубленные на мраморных плитах, что позволяет нам проследить весь процесс врачевания. Но самым главным врачевателем являлся все-таки сам Асклепий, который непосредственно участвовал в лечении. Последнюю ночь своего пребывания в этом древнем санатории, пациенты проводили в так называемой "Колоннаде Асклепия" (абатоне), предварительно подготовившись к встрече с богом. Эта подготовка включала в себя рацион питания, иногда в сочетании с психотропными добавками. И в эту последнюю ночь к ним приходил сам бог и действительно их излечивал.
Сохранился ряд надписей со свидетельствами паломников о произошедших с ними благодаря божественному вмешательству чудесных излечениях, однако содержание надписей говорит о том, что в исцелениях играли роль также и врачебные рекомендации местных жрецов-медиков. После исцеления пациенты посвящали в храм изображение вылеченного органа, выполненное из камня или глины, и здесь найдено много таких статуэток. Вообще говоря, святилище, сколько можно судить, служило как больницей, так и реабилитационным центром.
Археологи вновь открыли миру святилище Асклепия в 1881 году. Здесь с 1881 по 1928 годы (с перерывами) проходили раскопки под эгидой Греческого археологического общества под руководством П. Каввадиаса. Святилище Асклепия находится в глубине полустрова, в широкой, окруженной высокими холмами долине, на расстоянии приблизительно 10 км от древнего города Эпидавра и 30 км – от порта и железнодорожной станции Нафплион (в древности Навплия).
Святилище Асклепия в Эпидавре было одним из самых известных мест врачевания в древней Греции и во всём античном мире и причислялось к главным святыням эллинского мира. Архитектурный ансамбль святилища расположен в сосновой роще, поскольку справедливо считалось, что целебный воздух рощи и общая красота ландшафта дарит людям здоровье. Воображение по оставшимся руинам восстановить былое великолепие этих мест. Правда и без построек горы, леса, небо и руины Эпидавра представляют собой величественное зрелище. Значение Асклепия как наиболее важного бога-врачевателя античности принесло святилищу большое финансовое преуспевание, что позволило к 4-3 векам до н.э. осуществить один из самых амбициозных архитектурных проектов античности. В этот период и строятся наиболее важные архитектурные памятники святилища: храм и алтарь бога Асклепия, толос (единственное круглое здание в Эпидавре, в фундаменте которого находился лабиринт, где проходила мистическая процедура посвящения в жрецы), абатон, а позднее и театр, церемониальная трапезная, бани, гостиницы, палестра (место физического оздоровления) и другие.
Святилище бога Асклепия просуществовало до конца античности, пережив второй период расцвета во 2 веке нашей эры. Обнаруженные остатки сооружений можно разделить на четыре основные группы: здания, принадлежавшие к теменосу, т.е. священному участку, самого Асклепия и связанные таким образом с его культом; здания для атлетических состязаний; здания для обслуживания посетителей; театр.
На самом священном участке и поблизости от него обнаружен ряд других зданий (в том числе храм Артемиды), найдены статуи, но более всего впечатляют остатки спортивных сооружений. Стадион (находился южнее теменоса) был прямоугольным в плане, сохранились подземный выход на него, проходивший вдоль северной стороны, отмеченная камнями стартовая полоса и бассейны для омовения атлетов по сторонам. Каменные скамьи стадиона возведены позже первоначального сооружения 5 в. до н.э. В гимнасий (помещение для атлетических упражнений, располагался к востоку от стадиона) посетители попадали через необычайно величественный портик, имевший 6 колонн по фронту и 4 в глубину. Сам гимнасий был довольно большим, но вполне традиционным по расположению помещений (в том числе двух больших двухнефных залов) вокруг прямоугольного внутреннего дворика, окруженного со всех сторон колоннадой, т.е. перистилем. Позднее, в римскую эпоху, во дворе гимнасия возвели концертный зал. Среди зданий, предназначенных для посетителей, был и катагогий (гостиница). Он был построен из сырца и имел четыре внутренних дворика с перистилями, вокруг которых в два этажа располагались комнаты (всего их могло насчитываться до 160).
Для обслуживания паломников имелись также бани и другие здания. Среди важнейших сооружений нет ни одного древнее 4 в. до н.э., хотя стадион в его первоначальной форме, возможно, выстроен уже в 5 в. до н.э. Культ Асклепия в Греции – сравнительно поздний, и немногие связанные с ним памятники датируются ранее конца 5 в. до н.э. Внутри теменоса располагались храм и алтарь божества, а также толос и абатон. Храм несколько модернизированного дорического ордера выстроен ок. 380 до н.э. архитектором Феодотом и украшен статуями скульптора Тимофея, скульптуры акротерия (по углам крыши и на коньке) частично уцелели. Главная культовая статуя Асклепия работы Фрасимеда была выполнена из золота и слоновой кости. Толос, который в античности, вероятно, назывался «Фимела», представлял собой круглое, 21 м в диаметре, здание, построенное ок. 360–330 до н.э. Поликлетом Младшим. Фимелу окружали 26 колонн дорического ордера, внутренняя стена была отделана снаружи по основанию и фризу белым мрамором, а внутри – черным мрамором, ее украшали фрески знаменитого художника Павсия. Внутри Фимелы была еще одна круговая колоннада, образованная 14 колоннами коринфского ордера. Найдена резная капитель, возможно, служившая образцом. Потолок имел изысканную кессонную отделку с растительным орнаментом, внутренние полы были набраны из черных и белых мраморных плит, образовывавших геометрический рисунок. В центре находилась монолитная круглая плита, которую можно было поднять, поскольку, судя по всему, отсюда имелся доступ в цокольный этаж, что-то вроде лабиринта, образованного концентрическими стенами, в каждой из которых было прорублено по одному проему. Таким образом, вокруг центрального колодца имелось три кольцевых коридора, причем проход по ним местами перекрывался поперечными стенами. Высказывалось предположение, что здесь содержались священные змеи Асклепия либо что молящихся приводили сюда, соблюдая священные обряды, чтобы погрузить в сон (возможно, верно и то, и другое). Впрочем, не исключается и возможность того, что описанный лабиринт предшествовал Фимеле и при ее строительстве был просто засыпан. Во всяком случае, совершив положенные обряды, паломники ложились в абатоне спать в надежде, что во сне их посетит сам бог. Абатоном (греч. «недоступное», «заповедное»), вероятно, служил портик ионического ордера в северной части священного участка, длина его ок. 70 м. Восточная часть этого портика, датируемая 4 в. до н.э., имела один этаж, но когда его стали удлинять в западном направлении, то выстроили уже два этажа, причем первый был заглублен. Одна из групп надписей на камнях представляет собой детальные отчеты о возведении зданий (в частности, храма Асклепия и Фимелы) с перечислением имен архитекторов, произведенных работ и финансировавших их лиц.
Наиболее выдающимся и гораздо лучше других сохранившимся зданием здесь является театр. Хорошо сохранились орхестра и два яруса сидений, на которых, по оценке, могли разместиться 14–17 тыс. зрителей. Скена была двухэтажной, перед ней вперед выдавался одноэтажный проскений с фасадом, украшенным ионическими полуколоннами. Актеры попадали на крышу проскения как из кулис по обе стороны, так и из самой скены. Прекрасная сохранность зрительного зала и каменной круглой орхестры, окруженной углублением для сбора воды, с «алтарем» в центре, позволяет оценить в полной мере изящество архитектурного решения. Театр славится своей акустикой (шепот слышен на последнем ряду так же хорошо, как и на первом). архитектурных сооружений сохранился театр Эпидавра, типичный пример эллинистической архитектуры. Театр был построен примерно в начале – середине 4 века до нашей эры. Зодчему театра – Поликлету Младшему удалось создать один из крупнейших и красивейших театров древности с прекрасной акустикой. В нём, как и в большинстве театров того времени, места для зрителей (театрон) холма.
В нём, как и в большинстве театров того времени, места для зрителей (театрон) холма. Концентрически-ми рядами театрон обрамлял орхестру — площадку располагались по склону, на которой выступал хор, и охватывал более полуокружности орхестры. Изначально театрон составляли 34 ряда каменных театрон составляли 34 ряда каменных скамей. В римскую эпоху был добавлен еще 21 ряд. Последние ряды возвышаются над орхестрой на 23 метра. Скамьи широкие, сиденье одновременно может служить подставкой для сандалий соседа сверху. Со стороны, противоположной местам для зрителей, орхестра замыкалась скеной, или в переводе с греческого — палаткой. Первоначально, в 6 и начале 5 в. до н.э., скена и была палаткой, в которой готовились к выходу актеры, но уже к концу 5 в. до н.э. скена превратилась в сложное двухъярусное сооружение, украшенное колоннами и образующее архитектурный фон, перед которым выступали актеры. Из внутренних помещений скены на орхестру вело несколько выходов. Скена в Эпидавре имела украшенный ионическим ордером просцениум — каменную площадку, поднимавшуюся над уровнем орхестры и предназначенную для проведения отдельных игровых эпизодов главными актерами. Театр в Эпидавре был с исключительным художественным чутьем вписан в силуэт пологого склона холма. Скена, торжественная и изящная по своей архитектуре, освещенная солнцем, красиво вырисовывалась на фоне синего неба и далеких контуров гор и в то же время выделяла из окружающей природной среды актеров и хор драмы. Древний амфитеатр знаменит своей исключительной акустикой, поражающей даже искушенного человека. Еще видный древнеримский архитектор Витрувий восхищался акустикой театра в Эпидавре и предположил, что она основана на точном расчете. "С помощью математики и музыкального метода наши предшественники добивались того, чтобы со сцены доносился до зрителей чистый и сладкий голос. Устраивая театры в соответствии с наукой гармонии, древние увеличивали силу голоса", - писал Витрувий.
Например, сидя на верхней скамье в одном конце амфитеатра можно, не повышая голоса, вести беседу с человеком на противоположном конце; шепот и шелест бумаги, звон подброшенной на сцене монетки слышны в последнем ряду так же хорошо, как и в первом.Если исполнитель стоит в середине сцены, то каждое его слово могут явственно расслышать все 15 тысяч зрителей, декламация в центральном круге демонстрирует ненужность усилителей и микрофонов. Американским ученым удалось разгадать секрет уникальной акустики античных открытых театров, сообщает один из старейших и авторитетных научных журналов - британский Nature. Согласно новому исследованию, проведенному Нико Деклерком (Nico Declercq) и Синди Дикейсер (Cindy Dekeyser) из Технологического института Джорджии, полукруглая чаша античного театра представляет собой идеальный звуковой фильтр. Исследования американских ученых подтвердили правильность выводов античного архитектора в цифрах. Установлено, что ребристая поверхность каменных скамей театра служит эффективным акустическим фильтром. Граница между подавляемыми низкочастотными звуками и усиливаемыми высокочастотными лежит на частоте примерно в 500 герц. Подавляется посторонний шум – шелест деревьев, гул толпы, шум ветра, которые представляют собой, восновном, низкочастотные звуки, и усиливаются, становятся слышны более отчетливо голоса исполнителей, которые отличаются относительно высокой частотой. Низкие частоты звуков со сцены доходят до зрителей в меньшем объеме, однако человеческий мозг умеет "редактировать" поступающую в него звуковую информацию, восполняя недостающие низкие частоты в воспринимаемом звуке. Подобный механизм отражения звуковых или световых волн знаком современным ученым и используется в строительстве и отделке помещений. Исследователи пока не смогли определить, влияют ли на акустику люди, находящиеся в театре. По словам Деклерка, "эффект публики" в отражении звуковых волн очень трудно измерить, поскольку человеческое тело неоднородно, подвижно и имеет крайне сложную геометрическую форму. Ученые считают, что древнегреческие архитекторы вполне могли сознательно рассчитать акустический эффект в театре. Однако они не исключают и возможности того, что уникальная акустика Эпидавра появилась в результате случайного очень удачного совпадения нескольких факторов, а впоследствии архитекторы копировали этот эффект при строительстве других театров.
В античные времена на сцене эпидаврского театра ставили не великие трагедии - "Царь Эдип" или "Троянки", а нечто среднее между священнодействием и театральным представлением с терапевтическим эффектом. Здесь ставились самые разные спектакли, например, "Ифигения". Древний театр в Эпидавре действует и по сей день. С 1954 года в театре Эпидавра проходит фестиваль, в котором принимают участие известные греческие и зарубежные театры. Участие в фестивале считается престижным, самые знаменитые артисты всего мира стремятся выступить на этой сцене. Представления начинаются на закате и заканчиваются к полуночи. Участие в фестивале считается престижным, самые знаменитые артисты всего мира стремятся выступить на этой сцене. Представления начинаются на закате и заканчиваются к полуночи. Естественный задник сцены составляют горы Арголиды, платаны и сосны святилища Асклепия. Самый известный театр Древней Греции - Эпидавр на Пелопоннесе. Сюда лучше приехать не на экскурсию, а на настоящее представление, например, на «Орестею» Эсхила в постановке национального драматического театра. Билетов хватит на всех, ведь в Эпидавре помещаются 14 тысяч зрителей (стоимость билета вместе с трансфером 25 – 50 Евро)... На круговой площадке в центре - орхестра, здесь действует хор. В самом центре орхестры обозначено место для алтаря, это отголосок Золотого века, совсем уже древних времен, когда устраивались празднества в честь Диониса. Именно богу виноделия мы обязаны возникновением театра. Что древние греки брали с собой в театр? Еду и вино (представление длилось целый день), подстилку (сидеть на каменной скамье холодно) и пригоршню-другую каменьев. Если представление не нравилось, актеров закидывали камнями и гнали прочь. Но иногда вмешивались и представители власти. Так некий поэт поставил пьесу «Взятие Милета» о разрушении персами греческого города. В середине действия зрители дружно зарыдали, власти прервали представление и оштрафовали автора за «напоминание о несчастье греков». Непременная принадлежность каждого актера - маска. Маски передавали лишь одно выражение, и если по ходу действия надо было перейти от радости к печали, то актер просто менял маски. Часто отверстию для рта придавалась форма рупора, потому что древние греки очень ценили внятность речи. Гиды любят подчеркнуть якобы идеальную акустику Эпидавра. А туристы тотчас спрашивают: если все так здорово, почему сейчас не строят театров по греческому подобию? Дело в том, что античные театры имели особый недостаток. Действительно, зрителям в любом месте был слышен голос актера. Но вот к самому актеру звук возвращался многократно усиленный отражениями. Чтобы понять ощущения актера, достаточно встать в центр орхестры и что-нибудь спеть или хлопнуть в ладоши. Звук - как из бочки, невозможно работать! Когда все места заняты, монотонное эхо ослабевает, но все равно артисту приходится туго. Провести на сцене целый день могли только физически крепкие мужчины. И сегодня выступить в Эпидавре - большая честь для артиста, а ради славы можно помучиться несколько вечеров на знаменитой сцене.
Театр родился в древних Афинах почти одновременно с демократией. Начало его восходит ко времени 61-ой Олимпиады (536-532 гг до н.э.), когда поэт Теспис из Икарии, что в Аттике (государстве со столицей Афины), на празднествах Великих Дионисий впервые ввёл в действо мужчину с накрашенным лицом, который вступал в диалог с ведущим хора. Это и был первый актёр. Немного позже Эсхил добавил ещё одного актёра.Однако хор ("хорос " - в древнегреческой драме группа из 12 чел., сопровождавшая представление или принимавшая в нём участие пением или пляской), исполнявший круговой танец, сопровождаемый песней, продолжал составлять основную часть представления, тогда как диалог заполнял паузы в лирическом тексте. На этом начальном этапе нужна была лишь круглая площадка для хора и актёров, тогда как зрители стояли вокруг них. Впоследствии для зрителей на Афинской агоре воздвигли деревянные подмостки. Однако окончательным решением был выбор естественного спуска на южном склоне Акрополя, где зрители уже располагались только с одной стороны от актёров. Прямо напротив зрительских трибун в V в. до н.э. была воздвигнута сцена, то есть место, где переодевались актёры и участники хора. Между тем в драматических произведениях стала значительно сокращаться лирическая часть и господствующее значение стала приобретать речь актёров. Классическая архитектурная форма театра окончательно сформировалась в IV в. до н.э. "Чаша ", где располагались места зрителей, планировалась весьма искусно с тем, чтобы гармонировать с местностью, иметь хорошую акустику и обеспечивать удобное прохождение зрителей. В передних рядах были установлены роскошные мраморные сидения для выдающихся лиц общества. Сцена приобрела торжественный вид, оформлялась картинами на сюжет действа. Актёры, число которых между тем возросло, стали выходить и играть на приподнятой передней части сцены. Греческий театр очень рано узнали и полюбили на Западе. Здесь представления шли в сделанных на скорую руку деревянных театрах. Первая каменная театральная постройка была воздвигнута в Риме в 55-ом г. до н.э. императором Помпеем. Её прототипом явился эллинистический театр на о-ве Митилини. Позже, в эпоху Империй, выкристаллизовался новый тип театра: сцена, оркестр (в древности оркестром - "орхестра" - называлась круглая площадка перед сценой, площадка перед сценой, предназначенная для хора и выделявшихся из него действующих лиц - актёров, примеч. переводчика) и ряды зрителей образовали единое архитектурное целое.
С 1954 года в театре Эпидавра проходит фестиваль, в котором принимают участие известные греческие и зарубежные театры. Представления начинаются на закате и заканчиваются к полуночи. Естественный задник сцены составляют горы Арголиды, платаны и сосны святилища Асклепия. Лучшие театры мира считают за честь дать представление на этой сцене и ожидают своей очереди. Марка, посвященная знаменитой певице Марии Каллас - фоном ей служит театр в Эпидавре!
Большое спасибо всем авторам сайтов, по материалам которых составлена настояшая публикация!